Депрессия

Отрывок из книги Ричарда Бендлера и Джона Гриндера «Из лягушек — в принцы»:

Исследования показывают, что при успешном лечении депрессии только лекарственными препаратами «рецидивы» случаются чаще, чем при использовании психотерапии или её сочетания с лекарственными препаратами. Всё это наводит на мысль, что одно лишь лекарственное лечение – неподходящий способ для решения проблемы, так как при его применении высока степень риска повторного заболевания.

 

Из интервью с психологом Волковой Верой Александровной:

— А с депрессией эриксоновский гипноз может помочь справиться?
— Мы должны были этот вопрос поставить на первое место. Гипноз очень хорошее средство при начальной и средней степени депрессии. Психиатры говорят: где лекарства не могут помочь, там помогает транс. Не всегда трансовые техники показаны, например – в случае психиатрических расстройств и в различных стадиях олигофрении. Гипноз назначается практически здоровым людям при отсутствии тяжелых психических расстройств. Чем интеллектуально более развит человек, чем он моложе, тем лучше действуют эриксоновские гипнотические техники.

 

Отрывки из книги Ричарда Бендлера и Джона Гриндера «Из лягушек — в принцы»:

Из ста депрессивных пациентов, которых я видел, у девяноста девяти был именно этот стереотип. Сначала он визуализирует и (или) говорит себе о некотором переживании, которое действует на них угнетающе. Но в сознании у них всех — кинестетические чувства. Они используют соответствующие слова: «тяжело, тяготит, давит, тянет». Но если вы зададите им определенные вопросы об их чувствах, они дадут вам элегантное невербальное описание того, как они создают свою депрессию.

Как вы узнаете о том, что у вас депрессия?», «Давно ли вы чувствуете себя таким образом?», «Когда это началось?» Точность вопросов совершенно не важна, вам они нужны только для того, чтобы оценить процесс. Депрессивные пациенты обычно создают серию визуальных образов сконструированных и неосознаваемых. Обычно они и представления не имеют о том, что создают какие-то образы.

Некоторые из вас столкнулись сегодня с этим явлением. Вы говорите, что ваш партнер оценивает что-то визуальное, а он отвечает: «А я и не знаю об этом!» и он действительно не знает, поскольку не осознает.

 

Например, депрессивные личности могут негативно галлюцинировать (то есть не замечать) любящих и окружающих их людей, а также могут галлюцинировать преграды, которых больше никто не видит

 

В терминах НЛП шестью основными программами и стратегиями являются:

— объединение опыта в проблемных ситуациях (ПВОС)

— ассоциация в боли, диссоциация в удовольствии,

— временная ориентация на прошлое,

— аудиальная дигитально-кинестетическая петля (негативный разговор с самим собой),

— кинестетическая установка (психомоторное запаздывание),

— отсутствите чувства контроля

 

 

1)      Поскольку человек в основном думает только о проблемах, то является специалистом в объединении опыта, а лингвистически использует кванторы общности.

2)      Субмодальные различия между депрессивным и счастливым человеком огромны.

3)      Депрессивная личность думает о своём настоящем и будушем в терминах прошлого («Я знаю, почему я несчастлив.  Это потому, что я так и не оправился после смерти матери». «Моё будущее разрушено потому, что я всегда буду страдать от смущения и переживания, которые я испытал во время грубого секса»).

4)      Эта депрессивная стратегия проявляется в движении зрачка. Она затрудняет запуск процессов НЛП, потому что депрессивная личность имеет тенденцию говорить себе о том, как процесс «не сработает для неё», даже если процесс изменения уже запущен.

5)      Такие люди могут тяжело опуститься на стул, поверхностно дыша, и просидеть на, нём не шелохнувшись, все 24 часа. Попытка работать с ними в таком состоянии равносильна работе с наркоманом в состоянии наркотического поведения.

6)      Попытка помочь человеку измениться вызывает у него всё тот же вопрос: «Какой толк в приёмах НЛП? Я снова вернусь туда, откуда пришёл».

 

Депрессия порождается убеждением, что ничего нельзя изменить. Первая и единственная задача — заставить человека пройти через «контроль» над своей жизнью.

 

СЛУЧАИ ЛЕЧЕНИЯ ДЕПРЕССИИ

Подстройка к навыкам человека

Якорение ресурсных состояний в прошлом

На одном из вводном НЛП-тренингов у нас была женщина, которая училась приёму коллапса якорей. Через девять месяцев она позвонила нам и сообщила, что это были первые девять месяцов в её жизни, когда она не чувствовала себя подавленной. Она сказала, что никогда прежде не обращалась за помощью, так как её мать всю жизнь прожила в депрессии, из чего дочь заключила, что это проблема генетическая. Она позвонила нам, чтобы договориться о сессии для матери.

 

Попросить клиента разъединить опыт

Используйте вопросы метамодели

…Риск использования метамодели заключается в том, что многие её вопросы удерживают внимание депрессивной личности на проблеме. Вместо того, чтобы спросить: «Вас никто не сможет принять на работу?», лучше поинтересоваться: «А когда Вас кто-то принял на работу?» Вместо вопроса: «Как именно всё в Вашей жизни идёт плохо?» следует использовать следующую формулировку: «Если у Вас всё получится, что конкретно может всё испортить?»

Таким образом, самыми полезными вопросами для депрессивной личности будут те, которые фокусируются на поиске решения.

 

Расспросите клиента о его конечных целях

Расспросите клиента о тех случаях, когда проблема отсутствует (исключения)

Если исключения не существуют, то узнайте о гипотетических исключениях (чудесах)

«Что должно измениться после нашей встречи?»

 

Заставьте клиента самого задать вопросы, сфокусированные на поиске решения в их повседневной жизни

В нашей практике было два случая, когда только эти вопросы и ответы на них помогли вывести клиентов из депрессивного состояния без других вмешательств

 

Создайте более гибкую временную ориентацию

Продолжайте задавать вопросы, сфокусированные на поиске решения

Психотерапия на линии времени

У нас был интересный случай депрессии, которая прекратилась, когда клиентка выяснила причину своего гнева с позиции линии времени.

 

Однажды наш коллега работал с женщиной, которая заявила, что ей осталось жить несколько недель. Он встроил будущее и применил ещё несколько техник НЛП. Через три года она рассказала, что как только она представила будущее на своей линии времени, то это немедленно давало ей надежду.

 

Измените субмодальности, для того чтобы сфокусироваться на сдвиге в сторону счастья

Изменение субмодальности внутреннего голоса

В работе с одним депрессивным клиентом мы воспользовались только аудиальным взмахом. Он сообщал, что в депрессию его вгонял голос отца, доносившийся слева. Этот голос говорил ему, что он никогда не добьётся успеха. Мы произвели взмах и добились того, чтобы голос отодвинулся и затих, а его собственный голос, полный сил и позитивных утверждений, начал говорить ему о более рациональных ценностях.

 

Дилтс, “Убеждения.  Пути к здоровью и благополучию“:

Помню, я работал с медсестрой, которая была в таком подавленном состоянии, что хотела отравить себя и двух своих детей. Она сказала мне, что сделает, что угодно, чтобы почувствовать себя легче. Я сказал: «Сначала вам нужно изменить ваше состояние; давайте узнаем, есть ли у вас какие-нибудь хорошие воспоминания». Конечно, как и все люди в состоянии депрессии, она сказала, что нет. Заметьте, что я не просил вспомнить, я просил о решении. В частности, я сказал: «Рассортируйте свои воспоминания, решите, какое из них положительное, и скажите мне об этом». На этот вопрос сложно ответить, и, фактически, он не имеет ничего общего с неприятными воспоминаниями. Он связан с вынесением суждений и решений о том, что является позитивным. Поскольку я хотел изменить состояние этой женщины, я сказал: «А что если вы сейчас будете дышать по-другому, сядьте прямо, посмотрите наверх и вправо и представьте что-то положительное?»

Она подняла глаза вверх и стала визуализировать что-то положительное. Я видел сдвиг в физиологии, и это выглядело очень позитивно. Затем неожиданно она остановилась, снова посмотрела вниз и вернулась в подавленное состояние. Я спросил ее: «Что случилось? Вы натолкнулись на плохое воспоминание или что-то вам помешало?» Она ответила: «Нет». Я спросил ее, что заставило ее остановиться. Ее ответ был: «Мне смешно поднимать туда глаза. Это так непривычно». Подумайте об ответе. Вот человек, который так расстроен, что собирался отравить своих детей. И все же она перестала делать то, что ей было приятно, потому что ей это было непривычно. И я спросил ее, как узнать, что это привычно. Она сказала: «Я делала это раньше». Я заставил ее смотреть вверх и раз, и два, и три, и наконец после, наверное, 10 раз, делать это ей показалось очень привычным. Это было важным прорывом в ее терапии. То, что ты делал это раньше, является мощным средством убеждения, подтверждающим реальность либо положительного, либо отрицательного опыта. Повторение — один из способов, с помощью которого явление выглядит реальным и привычным.

 

Дилтс, “Изменение убеждений с помощью НЛП“:

 Кен: С тех пор, как я посещал занятия шесть месяцев назад, когда мне впервые представили эту модель, я работал с одной женщиной. Эта женщина действительно изменилась. У нее была хроническая депрессия с восьми лет, когда она потеряла свою мать. Я думаю, она никогда еще не была счастлива, пока я недавно не применил технику модели изменения убеждений при работе с ней.

 

 Бендлер, “Используйте свой мозг для изменения“:

 Однажды ко мне пришла женщина и сообщила, что она в депрессии. Я спросил ее:“Откуда вы знаете, что вы в депрессии?” Она посмотрела на меня и ответила, что ей сказал ее психиатр. Я сказал:“Ну, может, он ошибся; может, вы не в депрессии; может, это счастье!” Она снова посмотрела на меня, подняла одну бровь и произнесла:“Я так не думаю”. Но она так и не ответила на мой вопрос “Откуда вы знаете, что вы в депрессии?” “Если бы вы были счастливы, как бы вы узнали, что вы счастливы?” “Вы когда-нибудь были счастливы?”

Я открыл, что у большинства депрессированных людей в действительности было столько же счастливых переживаний, как и у большинства остальных; просто когда они оглядываются назад, то не думают, что все было на самом деле так уж счастливо. Вместо розовых очков они носят серые.

Оставить комментарий