Посттравматическое расстройство

Воспоминания о прошлом мучают жертв войн, жертв изнасилований, жертв преступлений, людей, переживших горе и смерть близких.

 

Якорение

Заставить личность припомнить то время, когда она чувствовала себя расслабленной, вернуть ей это чувство и ассоциировать расслабление с проблемной ситуацией.

 

Встраивание новой стратегии

Обучить человека новой последовательности реакций, которые он будет переживать всякий раз, мысленно возвращаясь к неприятным ощущениям в связи с ПТСР.

 

Работа с трансом

Ввести человека в состояние релаксации и попросить бессознательную сферу реагировать на последствия ПТСР, используя имеющиеся ресурсы.

 

Случай 1.

Больная С, 34 лет, замужняя, мать маленького мальчика. Госпитализирована в психиатрическое отделение в октябре 1949 г. с амнезией, последовавшей за целым рядом душевных травм, среди которых смерть отца и участие в деле об аборте своей подруги, на котором она присутствовала.

Речь шла о частичной амнезии, охватывающей период 12 лет. Заболеванию предшествовал депрессивный период с приемом массивных доз ортедрина (фенамина), а толчком, по-видимому, послужил фильм «Яма змеи». Фильм, действие которого происходит в психиатрической больнице.

В анамнезе — семейный сомнамбулизм и «нервные припадки». Во время опроса больная сообщает, что ей 22 года, не узнает ни мужа, ни сына. Общее состояние подавленное. Мы применили гипноз, во время которого больная сообщила нам о событиях периода амнезии. Перед пробуждением мы внушили включение в память периода пробела Пробуждение сопровождалось эмоциональными проявлениями, свидетельствовавшими о радости избавления от тягостного состояния. Несколько сеансов гипноза с поддерживающей психотерапией оказали общеукрепляюшее действие, и депрессия исчезла. Больная вышла из больницы и начала работать. Мы видели её через 4 года, она была совершенно здорова. По нашей просьбе она пришла к нам в сентябре 1962 г. В течение года она страдала астмой, в связи с чем наблюдалась у врача. От предложенной гипнотерапии она отказалась.

 

Случай 2. Бендлер, Макдональд, «Руководство по субмодальностям»:

Ветеран Вьетнама имел повторяющееся воспоминание, в котором он видел тело умершего ребенка, лежащего на рисовой шелухе, и знал, что это он убил его. Когда он прошел через событие в диссоциированных образах, видя себя в том, другом времени и месте, он был способен видеть, как его отделение входит в деревню, затем он видел четыре фигуры, убегающие из хижины через рисовое поле, он видел себя открывшим огонь, затем он смотрел на себя, идущего туда, где эти тела лежали, и перевернул одно. Это было тело ребенка, но с новой перспективой в этом событии — он обнаружил, что в то время, когда он стрелял, он не знал, что это был ребенок. Ассоциировав с образом убитого ребенка свое полное поле зрения, он получил такие интенсивные чувства, что это событие само было вычеркнуто из памяти.

 

Случай 3. Р. Бендлер, «Руководство по исправлению личности»:

Ко мне обратилась женщина, у которой было четверо детей. Ее шестнадцатилетний сын умер от рака. Он долго и тяжело болел и все же умер. Эта женщина была разбита. Ко мне ее привел муж. Он сказал, что их семья на грани распада. Жена постоянно рыдала и горевала. Когда я спросил, когда умер их сын, муж ответил: «Три года назад».  Я понял, что нужно как‑то встряхнуть эту женщину, заставить ее очнуться от своего горя и вспомнить о тех детях, что у нее остались.

Работая с той женщиной, я ввел ее в легкий транс с закрытыми глазами. Потом я предложил ей вспомнить и мысленно пережить десять по‑настоящему счастливых моментов. Она должна была увидеть и услышать все то, что видела и слышала в те моменты. Затем она перешла к неприятным воспоминаниям и увидела себя в больнице, возле постели сына. Переключение с одного образа на другой бессознательно подсказывает человеку, как сортировать воспоминания, чтобы диссоциироваться от неприятных воспоминаний о смерти и ассоциироваться с хорошими воспоминаниями об ушедшем человеке. И теперь нам остается последний шаг, который поможет окончательно справиться с прошлым.

Как мы уже говорили в разделе, посвященном «инвентаризации», все способны разобраться с тем, где находится будущее и где – прошлое. Если вы подумаете о чем‑то, что случилось полгода назад, год назад и пять лет назад, и мысленно проведете черту, соединяющую эти воспоминания, то обнаружите, что между ними есть расстояние. Все мы в той или иной форме измеряем время расстоянием.

Задача заключается в том, чтобы выявить тяжелые воспоминания и перевести их на значительное расстояние, чтобы они остались в прошлом, которому и принадлежат. Если мы будем постоянно переживать воспоминания прошлого так, словно все происходит прямо сейчас, то будет очень трудно преодолеть горе и войти в естественный процесс исцеления. Мы должны сделать очень важный шаг, то есть снова вернуться к своим чувствам и начать воспринимать тех, кто все еще нас окружает. У каждого из нас есть друзья, родственники. Даже пожилые люди, потерявшие любимых людей, например супруга, с которым прожито пятьдесят лет, должны понимать, что жизнь продолжается. В мире есть и другие люди.

 

Самое лучшее в будущем – это то, что оно еще предстоит. Самое лучшее в прошлом – это то, что оно осталось позади.

 

Оставить комментарий